Вернуться к оглавлению книги

Вернуться к списку медицинских справочников

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Чаще всего неуспеваемость нельзя объяснить низкими умственными способностями или нежеланием учиться.

Средства, которые используют для предотвращения неуспеваемости, дают слабый эффект (дополнительные занятия, моральное давление на ученика). Часто они приводят к совершенному нежеланию учиться.

Истинные причины неуспеваемости

1. Непонимание материала. Ученик плохо понимает преподаваемый материал. Не способен его усваивать. Скорее всего, ученик в течение нескольких лет отставал по программе, так как не был усидчив, ответственен, а должный контроль отсутствовал. С раннего школьного возраста существует необходимость обучать ребенка навыкам учебной работы.

2. Неспособность ребенка абстрагироваться и обобщать, то есть изначальная неготовность ребенка к школе. В начальной школе ребенку сложно обобщать или оторваться от сказанного слова. В детстве ребенок никак не может учесть всех условий, не может выполнить требуемые действия. У такого ребенка формируется интеллектуальная вялость — отказ от мыслительной деятельности. Из сказанного можно сделать вывод — к школе ребенок должен быть подготовлен соответствующим образом (см. “Готовность ребенка к школе”).

На основе этих двух причин у ребенка быстро формируется “комплекс неуспевающего”. Он как бы говорит себе, что у него все равно ничего не получится, что мнение о нем уже сложилось. И оно отрицательное. Поэтому в подростковом возрасте наказаниями не поможешь, это только усугубит ситуацию.

Что же делать?

• Найдите стимул (только не деньги), чтобы ребенок старался успешно заниматься.

• Улучшайте его самооценку. Говорите, что у него многое получится.

• Занимайтесь вместе, старательно объясняя, что надо делать и как это делается.

• Договоритесь с учителями, чтобы ваш ребенок мог показать свои знания именно в определенный момент перед всем классом.

• Не останавливайтесь на достигнутом.

Вернуться к оглавлению книги

Вернуться к списку медицинских справочников